Охотничий экипаж

Рассказать друзьям:

Название Shooting Brake в случае с универсалом на базе Мерседеса А-класса само по себе — отличная шутка. Стоит угуглиться в историю, а там — Англия, аристократы, охота на лис и изворотливость в типах грузопассажирских кузовов. Обычный универсал — и тот «estate car», «автомобиль для поместья». А «shooting brake» суть «охотничий экипаж» — это его престижный аналог, сделанный, как правило, на заказ. Например, на основе Роллс-Ройса. Со второй половины прошлого века Shooting Brake — это чаще помесь универсала с купе, этакая универсальная трёхдверка: Reliant Scimitar GTE, Volvo 1800ES и, скажем, BMW Z3 Coupe и Ferrari FF из современных.


Хэтчбек, фастбек, универсал? По-мерседесовски — это всё же Shooting Brake. Причём слово «brake» тут вовсе не «тормоз», а английский вариант французского «break», по-нашему «бричка». На фото — CLA 250 4Matic Shooting Brake с AMG-пакетом и отделкой OrangeArt.


На Art этот Orange, конечно, не тянет, но темно-серый облик увеселяет. Камера заднего вида — выдвижного типа: грязь ей не страшна.

И вот, в продолжении этого ряда — пятидверный Mercedes CLA Shooting Brake. Впрочем, у Мерседеса есть тому притянутое за уши объяснение. Ещё представляя универсал CLS Shooting Brake, немцы упирали на то, что его предтечей был трёхдверный Aston Martin DB5 Shooting Brake анг­лийской кузовной фирмы Harold Radford. А универсальный CLA — это, говорят, маленький CLS. И бог с ним, с количеством дверей — даже Rolls-Royce 20/25 Shooting Brake 1933 года формально был пятидверкой. Хорошо хоть, в отличие от грузопассажирского «си-эл-эса» мерседесовцы не называют хэтчбекоподобный универсал CLA — купе.


Элементы «оранжереи» имеются и в интерьере — в остальном в точности повторяющем таковой у седана. Эргономика хороша, диапазоны регулировок руля и кресла огромны. Селектор семиступенчатого робота, как у взрослых Мерседесов, — на рулевой колонке.


Удобнейшие передние кресла со встроенными подголовниками — часть AMG-пакета. Базовые сиденья свободнее и больше подойдут людям в теле. Сзади в ногах тесно, как в седане, но над головой места побольше. Девушка, несмотря на свой естественный OrangeArt, в комплектацию не входит.

Картошкой в грузовом отсеке CLA, понятное дело, не пахнет. Здесь добротная ворсистая обивка, крючочки с розеточками и карманы с сеточками. По сравнению с багажником седана объём «под шторку» вырос с 470 до 495 л, а при сложенном заднем сиденье тут 1354 л — почти на 200 л больше, чем у хэтчбека А-класса. Выигрыш задних пассажиров — в приподнятой на 40 мм крыше: теперь упираешься только в её скошенную боковину. В остальном этот универсал, считайте, седан — с теми же настройками шасси, силовых агрегатов и даже ценами с комплектациями.


Багажное преимущество — в объёме отсека при сложенной спинке заднего дивана. Но загружать его через суженный со всех сторон проём не так удобно, как универсал, лишённый аристократических претензий. По центру спинки — лючок для лыж. Вместо запаски — ремкомплект Tirefit.

Из трёх вариантов во Франкфурте я не поездил только на переднеприводном CLA 200 (1.6, 156 л.с.). А начал с 211-сильного универсала CLA 250 4Matic. Отличная динамика, мягкие переключения робота 7G-DCT, спокойная и надёжная даже в неспокойных режимах управляемость… Вокруг и около немецких автобанов придраться нельзя даже к плавности хода!


Если у седана CLA 45 AMG подвеска на выбор обычная или трековая (пакет Edition 1), то тут только первая.

Это мой первый опыт с 360-сильной «турбочетвёркой» AMG 2.0. Глядя на её характеристики, я всегда представлял себе крепко сжатый кулак, мол, бах — и нокаут. Но поехал — не бой, разминка. Подвеска плотная, хотя и мягче, чем у «сорок пятого» хэтчбека, реакции на газ растянутые. В режиме Sport кулак сжимается: акселератор обостряется, переключения ускоряются, Shooting Brake впивается в траекторию. Но удара в том виде, как я себе его представлял, не выходит. Ускорения на выходе из поворотов хочется более яростного, а стрельбы из глушителя — более сочной. Однако универсалу специально снизили громкость — в расчёте на длительные поездки.


Главное отличие интерьера модификации CLA 45 AMG — не красные штрихи-строчки, а селектор робота DCT, расположенный на тоннеле и по форме копирующий рычаг суперкара SLS AMG.

Удар я всё-таки получил — в режиме гоночного старта. Систему стабилизации в Sport, трансмиссию — в М, подрулевые лепестки на себя. Жму тормоз, жму газ. Ещё щелчок повышающим лепестком. Н-на подзатыльник! Пробую ещё раз. Но вдруг на панели приборов выскочило: «4Matic недоступен». Перегрелась многодисковая муфта в приводе задних колёс. Мерседесовцы, конечно, разыграли спектакль — мол, давай номер машины, небывалый случай, обязательно разберёмся. Но когда я по опыту с А 45 AMG рассказал им, что случай-то как раз не единичный, объяснили всё скользкой дорогой, на которой муфта из-за большей пробуксовки колёс нагружается гораздо сильнее, чем на сухой.


Анатомические кресла Performance c регулируемой боковой поддержкой — опция. Базовые AMG-кресла как в AMG-пакетах обычных шутинг-брейков. На дисплее вопрос, мол, стартуем по-гоночному или нет? Утвердительный ответ даётся правым лепестком.

Значит ли это, что CLA 45 AMG Shooting Brake больше про фан, чем про чистую скорость? «Нет, это неверное направление мыслей», — одёрнул меня маркетолог Матиас Шмидт. На сухом-то асфальте, говорит, обстартуйся! Этому верю — видел летние Youtube-ролики с многократными стартами. Но конкуренты умеют так и зимой. К слову, ездовыми ориентирами «заряженного» универсала служили те же соперники, что и у хэтчбека (BMW M135i, Audi S/RS3…), но его экономическая целесообразность просчитывалась с оглядкой на модели классом выше: BMW 335i, Audi S4/S5. Прямых-то аналогов у «охотничьей» пятидверки пока нет. Но найдутся ли охотники на неё саму?


Железо трансмиссии 4Matic для всех версий одинаково. У AMG-машины — свой софт и клапан многодисковой муфты, позволяющий ей переваривать до 1000 Н•м вместо стандартных 700. Выхлоп универсала тише по сравнению с хэтчбеком благодаря иному положению и длине труб в резонаторе глушителя. В остальном выпускные системы идентичны.

Тут мерседесовцы светятся от оптимизма — так тепло мир принял А-класс, B-класс, CLA, GLA… В прошлом году на этот квартет пришлось 463 152 проданных автомобиля, больше, чем когда-либо ранее. Покупатель марки помолодел. А Shooting Brake станет в «компактном» семействе пятым. В 2014 году в России продано ровно 2014 Мерседесов AMG, из них 245 машин А-семейства. За январь-февраль доля AMG-компактов выросла с 12 до 16% — до 57 из 336 автомобилей. Для сравнения — за первые два месяца нынешнего года у нас продано лишь 28 «эмок» BMW всех серий.

Техника (Роберт Есенов)


Универсал CLA, как и седан, базируется на модульной переднеприводной платформе MFA, на которой построены компактвэн Mercedes B-класса и хэтчбек A-класса. Спереди подвеска McPherson, сзади — четырёхрычажка, рассчитанная и на полный привод. Подрамник задней подвески крепится к кузову на эластичных опорах (и без них у CLA 45 AMG). Вкупе с резиновыми подшипниками в стабилизаторе поперечной устойчивости и эластичным покрытием пружин это делает работу подвески тише. Электромеханическое рулевое управление — с прогрессивной характеристикой. К тому же усилитель руля способен подсказывать водителю направление поворота обода при сносе, торможении на миксте и сильном боковом ветре.


Как и в случае с седаном (на рисунке), жёсткость кузова универсала немцы не раскрывают. Известно, что доля высокопрочных и сверхвысокопрочных сортов стали в нём — 67%. Также применяется прессованный алюминий. Изначально седоков в салоне защищают семь подушек безопасности, включая коленную для водителя. За доплату — боковые эйрбеги для задних пассажиров. Помимо этого капот приподнимается на 60 мм в случае столкновения с пешеходом.


Бензиновые алюминиевые «четвёрки» CLA вне зависимости от рабочего объёма относятся к семейству M270. Под капотом версии CLA 250 установлен двухлитровый агрегат, выдающий 211 л.с. и 350 Н•м. Механизм регулировки фаз газораспределения на впуске и выпуске, непосредственный впрыск третьего поколения (рабочее давление — 200 бар), турбонаддув и цепной привод обоих распредвалов.


Полностью алюминиевый двигатель М133 версии CLA 45 AMG — с непосредственным впрыском и турбонагнетателем twin-scroll. За рабочий цикл в цилиндры впрыскивается до пяти порций топлива cинхронно с искрообразованием. Удельная мощность мотора — рекордные 181 л.с./л. Чтобы обеспечить наддувной «четвёрке» необходимый теплообмен, в контур системы охлаждения включены второй расширительный бачок и дополнительный электронасос, который гоняет жидкость и после остановки двигателя, предотвращая местный перегрев турбины.


Преселективный семиступенчатый «робот» разработан мерседесовцами самостоятельно. Его длина не превышает 367 мм, а масса — 86 кг. В агрегате применяются два «мокрых» сцепления и два масляных насоса, механический и электрический. Второй поддерживает давление, когда двигатель глушит система start/stop. Коробка способна переварить 450 Н•м. На модификации CLA 45 AMG стоит такая же, но с другим софтом.


Полный привод 4Matic модели CLA не постоянный, а подключаемый. «Сердце» системы — многодисковое сцепление с электрогидравлическим управлением, расположенное в одном корпусе с главной передачей. Здесь же роторный насос, создающий давление в системе. Он срабатывает при малейшей разнице в скоростях вращения передней и задней осей. Однако оптимальную степень сжатия дисков, а следовательно, и долю тяги, идущую назад, определяет электроника. Она даёт команду клапану, заведующему смыканием и размыканием сцепления. Крутящий момент распределяется между осями в пропорциях от 100:0 до 50:50. Так, при ускорении автомобиля с полной нагрузкой на скорости 50 км/ч соотношение меняется на 60:40, при быстрых прохождениях поворотов станет 50:50, в случае резкого торможения с АБС — 100:0.

Павел Карин

Источник: Drive